Белки углеводы жиры биология – ,

Всё о белках жирах углеводах и пищевой клетчатке (БЖУ)

Наверно многие из вас не раз слышали про такую странную аббревиатуру как «БЖУ». Если дословно её расшифровать, то получится «Белки Жиры Углеводы». В этой статье вы узнаете всё что нужно знать о белках, жирах, углеводах, а также пищевой клетчатке.

Белки – представляют«Физиологическая норма белка для взрослого здорового человека, который не занят физическим трудом или спортом — 80- 100 г (в т. ч. 50% животных и 50% растительных)» из себя некие строительные материалы, которые нужны для костной ткани, мышц, кожи, крови и лимфы. Более того, у белка есть множество важных и полезных свойств, среди которых: усиление иммунитета, усвоение жиров, витаминов и минералов, помогают выработке гормонов необходимых организму, а также дают энергию (1 грамм белка даёт 4 ккал).

В отдельных случаях организм нуждается в повышенном количестве белка — при истощении, в период выздоровления, после инфекционных заболеваний, при хронических инфекциях (туберкулёз), при анемии, при ЖКЗ, связанных с нарушением усвояемости пищевых веществ, при кровопотерях. Ограничение белка в питании рекомендовано при заболеваниях почек, язвах ЖКТ, подагре.

Жиры (липиды) – они обеспечивают более 30% суточной энергоценности нашего рациона (в одном грамме жира содержится 9 ккал). В среднем, взрослому человеку необходимо 80-100 г жиров, 30 из которых должны быть растительными. С жирами вводятся необходимые организму жировые кислоты и жирорастворимые витамины (например, D,A,E,K).

Жиры подразделяются на три типа: те, которые повышают холестерин (мясо, сало, сливочное масло, молочные продукты), те, которые практически не способствуют образованию холестерина (устрицы, яйца, мясо птиц без кожи), те, которые снижают холестерин (рыбий жир, жирные сорта рыбы, растительные масла нерафинированные).

Углеводы – это все продукты, в состав которых входят крахмал и глюкоза. Они обеспечивают больше половины калорийности дневного рациона. Средняя суточная норма потребления углеводов – 300-500 г в зависимости от пола, возраста и физической активности.

Углеводы разделяются на «хорошие» и «плохие». К «хорошим» углеводам можно отнести: бобы, грубомолотые зерновые, чечевица, большинство фруктов, овощей и зелени. Они не вызывает большого повышения сахара в крови. К «плохим» углеводам относятся: сахар и сахаросодержащие продукты, белый хлеб, рис, спиртное, кукуруза, картофель.

Овощи и фрукты можно разделить на три категории по содержанию в них углеводов:
  • А) до 5 грамм углеводов на 100 г продукта – огурцы, помидоры, капуста, кабачки, тыква, баклажаны, салат, щавель, зелень, листья цикория, грибы.
  • Б) до 10 г углеводов в 100 г продукта – морковка, лук, редьке, свёкла, бобы, цитрусовые, ягоды, абрикосы, груши, дыни.
  • В) более 10 г углеводы в 100 г продукта – картофель, кукуруза, горошек, бананы, виноград, ананасы, яблоки, финики, инжир.

Наиболее полезные овощи и фрукты в сыром и паренном виде, т.к. в них сохраняется больше витаминов и минералов.

Углеводы содержатся во всех хлебобулочных изделиях (их значительно больше там, где применяется мука высшего сорта), в зерновых культурах (их преимущественно больше в крахмалосодержащих продуктах – кукуруза, рис, манная крупа и др.).

При недостаточном употреблении углеводов возможны проблемы с нарушением обмена жиров и белков, к накоплению в крови вредных продуктов, неполному окислению жирных кислот, к снижению уровня сахара в крови.

При избыточном потреблении продуктов с большим содержанием углеводов могут возникнуть проблемы с нарушением обмена веществ, ожирению, заболеванию диабетом, атеросклерозом, образованию тромбов в сосудах, кариесу, нарушению работы иммунной системы.

Пищевая клетчатка – не имеет никакой энергетической пользы, но играет важную роль в процессе пищеварения и вывода отходов из организма, препятствует отложению жиров, содержит витамины и минералы.

Источники: отруби, кожура фруктов, овощи, бобовые, продукты из цельных зерновых культур и проросшие зёрна.

street-sport.com

Общая характеристика белков, жиров, углеводов

Оглавление.

Введение. 2

I. Общая характеристика, свойства, функции белков. 3-5

II. Общая характеристика, свойства, функции углеводов. 5-7

III. Общая характеристика, свойства, применение жиров. 8-12

IV. Минеральные вещества. 12-18

Заключение. 19

Список литературы. 20

Введение.

Мы знаем, что наша пища состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды, а также содержит витамины. Сегодня созданы пищевые консерванты, ароматизаторы и красители. В связи с этим появился новый раздел химии – химия пищи. Данный раздел появился относительно недавно, так как нужно было исследование продуктов питания созданных генной инженерией, изучение веществ, созданных для улучшения вкуса, цвета и хранения продукта. В данном реферате я расскажу об основных составляющих пищи, т.е. об основах химии пищи – белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, об их важности и о сложном химическом составе.

I. Общая характеристика, свойства, функции белков.

I.I. Общая характеристика

Белки - это азотсодержащие высокомолекулярные органические вещества со сложным составом и строением молекул. Белок можно рассматривать как сложный полимер аминокислот. Белки входят в состав всех живых организмов, но особо важную роль они играют в животных организмах, которые состоят из тех или иных форм белков (мышцы, покровные ткани, внутренние органы, хрящи, кровь).Растения синтезируют белки (и их составные части -аминокислоты) из углекислого газа СО2 и воды Н2О за счет фотосинтеза, усваивая остальные элементы белков (азот N, фосфор Р, серу S, железо Fe, магний Mg) из растворимых солей, находящихся в почве. Животные организмы в основном получают готовые аминокислоты с пищей и на их базе строят белки своей организма. Ряд аминокислот (заменимые аминокислоты) могут синтезироваться непосредственно животными организмами. Характерной особенностью белков является их многообразие, связанное с количеством, свойствами и способах соединения входящих в их молекулу аминокислот. Белки выполняют функцию биокатализаторов ферментов, регулирующих скорость и направление химических реакций в организме. В комплексе с нуклеиновыми кислотами обеспечивают функции роста и передачи наследственных признаков, являются структурной основой мышц и осуществляют мышечное сокращение. В молекулах белков содержатся повторяющиеся амидные связи С(0)NH, названные пептидными (теория русского биохимика А.Я.Данилевского). Таким образом, белок представляет собой полипептид, содержащий сотни или тысячи аминокислотных звеньев.

Структура белков.

Особый характер белка каждого вида связан не только с длиной, составом и строением входящих в его молекулу полипептидных цепей, но и с тем, как эти цепи ориентируются. В структуре любого белка существует несколько степеней организации:

1.Первичная структура белка специфическая последовательность аминокислот в полипептидной цепи.

2.Вторичная структура белка способ скручивания полипептидной цепи в пространстве (за счет водородной связи между водородом амидной группы NH и карбонильной группы СО, которые разделены четырьмя аминокислотными фрагментами).

3. Третичная структура белка реальная трехмерная конфигурация закрученной спирали полипептидной цепи в пространстве (спираль, скрученная в спираль). Третичная структура белка обуславливает специфическую биологическую активность белковой молекулы. Третичная структура белка поддерживается за счет взаимодействия различных функциональных групп полипептидной цепи: дисульфидный мостик (-S-S-) между атомами серы, сложноэфирный мостик между карбоксильной группой (-СО-) и гидроксильной(-ОН), солевой мостик - между карбоксильной (-СО-) и аминогруппами (Nh3).

4. Четвертичная структура белка тип взаимодействия между несколькими полипептидными цепями. Например, гемоглобин представляет из себя комплекс из четырех макромолекул белка.

I . II . Физические и химические свойства.

Физические свойства.

Белки имеют большую молекулярную массу (104107 г/моль), многие белки растворимы в воде, но образуют, как правило, коллоидные растворы, из которых выпадают при увеличении концентрации неорганических солей, добавлении солей тяжелых металлов, органических растворителей или при нагревании (денатурация).

Химические свойства.

1. Денатурация разрушение вторичной и третичной структуры белка.

2. Качественные реакции на белок: биуретовая реакция: фиолетовое окрашивание при обработке солями меди в щелочной среде (дают все белки), ксантопротеиновая реакция: желтое окрашивание при действии концентрированной азотной кислоты, переходящее в оранжевое под действием аммиака (дают не все белки), выпадение черного осадка (содержащего серу) при добавлении ацетата свинца (II), гидроксида натрия и нагревании. 3. Гидролиз белков при нагревании в щелочном или кислом растворе с образованием аминокислот.

I

. III . Биологические функции белков.

Множество химических связей, характерных для белковых макромолекул, предопределяет их функциональное многообразие.

1. Каталитические – относятся к биологическим катализаторам.

2. Транспортные – выполняет функции переноса веществ из одного компартмента клетки в другую или между органами целого организма.

3. Регуляторные – регуляторные функции, в первую очередь к ним относятся гормоны.

4. Защитные – представлены антителами или иммуноглобулинами.

5. Сократительные – позволяют сокращаться и перемещаться, обычно содержатся в мышечной ткани.

6. Структурные – входят в состав мембран клеток.

7. Рецепторные – участвуют при передаче нервного или гормонального сигнала.

8. Запасные и питательные – резервный и питательный материал клетки.

9. Токсические – представлены токсинами яда змей, скорпионов, пчел.

Наибольше всего мы употребляем запасные и питательные белки (например, мясо, питательный белок птичьих яиц, молоко и другие).

Наиболее часто употребляемые человеком белки:

Альбумины – белки животных и растительных тканей. Они относятся к питательным белкам. Отличия Альбуминов в животной клетке и растительной заключается в разном количестве метионина и триптофана. А также множество сложных белков липопротеины, гликопротеины, фосфопротеины, хромопротеины.

Фрагмент молекулы хромопротеина.

Продукты с наибольшим содержанием белка (на 100г продукта): кисломолочные продукты (творог, сыр), яйца куриные ( I категории), свинина, рыба, икра осетровая, орехи фундук.

II . Общая характеристика, свойства, функции углеводов.

II . I . Общая характеристика.

Углеводы – важный класс природных веществ – встречаются повсеместно в растительных, животных и бактериальных организмах.

Углеводы – это не очень удачный термин, поскольку так называют большое количество соединений, обладающих различной химической структурой и биологическими функциями. Более 100 лет назад этим термином было предложено называть природные соединения, состав которых соответствовал формуле (CH2 O)n, , т.е. гидраты углерода. По мере открытия новых углеводов оказалось, что не все они соответствуют этой формуле, а некоторые представители других классов обладают такой же формулой. Большой вклад в развитие учения об углеводах внесли отечественные ученые А.М. Бутлеров, А.А. Колли, Н.Н. Кочетков.

Углеводы включают соединения, начиная от низкомолекулярных, содержащих всего несколько атомов углерода, до веществ, молекулярная масса которых достигает нескольких миллионов.

Углеводы составляют 80% массы сухого вещества растений и около 2% сухого вещества животных организмов.Животные и человек не способны синтезировать сахара и получают их с различными пищевыми продуктами растительного происхождения.

Классификация всех видов углеводов.

Углеводы

Простые Сложные

МОНОСАХАРИДЫ ДИСАХАРИДЫ

Тетрозы С4 Н8 О4 сахароза C12h32O11

элитроза лактоза

треоза мальтоза

Пентозы С5 Н10 О5 целобиоза

арабиноза ПОЛИСАХАРИДЫ

ксилоза (С5 Н8 О4 )n

рибоза пентозаны

ГЕКСОЗЫ С6 Н12 О66 Н10 О5 )n

глюкоза целлюлоза

манноза крахмал

галактоза гликоген

фруктоза

Дисахариды

Сахароза Трегалоза

II . II . Физические и химические свойства.

Физические свойства.

Моносахариды - это твердые вещества, способные кристаллизоваться. Они гидроскопичны, очень легко растворимы в воде, легко образуют сиропы, из которых выделить их в кристаллическом виде бывает очень трудно.

Дисахариды - кристаллические углеводы, молекулы которых построены из соединённых между собой остатков двух молекул моносахаридов.

Молекулы полисахаридов можно рассматривать как продукт поликон­денсации моносахаридов. Общая формула полисахаридов (СбН10О5)п. Мы рассмотрим важнейшие природные полисахариды — крахмал и целлюлозу.

Химические свойства.

1. Свойства,характерные для спиртов:

- взаимдействие с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров (реакция этерификации).

2. Свойства, характерные для альдегидов: взаимодействие с оксидом серебра ( I ) в аммиачном растворе (реакция "серебряного зеркала").

mirznanii.com

белки, жиры, углеводы – HIMI4KA

К белкам относят полипептиды, содержащие в своём составе больше 100 аминокислотных остатков. Их молекулярная масса лежит в пределах от 10 000 до нескольких миллионов.

В соответствии с числом аминокислотных остатков пептиды делят на олигопептиды и полипептиды. В состав олигопептидов (низкомолекулярных пептидов) входит не более 10 аминокислотных остатков. В состав цепи полипептидов входит от 10 до 100 аминокислотных остатков.

По химическому составу белки делят на протеины, т. е. белки, при гидролизе которых образуются только аминокислоты (простые белки), и протеиды, т. е. соединения, при гидролизе которых, кроме аминокислот, выделяются и другие компоненты. Эта неаминокислотная часть сложного белка называется простетической группой.

По форме молекул различают глобулярные (шаровидные) и фибриллярные (нитевидные) белки.

К глобулярным белкам относят альбумины и глобулины (широко распространённые в органах и тканях организма), а к фибриллярным — коллаген (основной белок соединительной ткани).

Последовательность аминокислотных звеньев в линейной полипептидной цепи называют первичной структурой белка.

Вторичной структурой белка называют форму полипептидной цепи в пространстве. Вторичная структура определяется тем, что из-за образования внутримолекулярных водородных связей макромолекулы принимают определённую конформацию. Часто вторичная структура представляет собой спираль.

Третичная структура определяется пространственным расположением макромолекулы как целого и зависит, например, от взаимодействия полярных и неполярных заместителей в разных местах цепи, от образования S–S-связей между противоположными цистеиновыми остатками.

Четвертичной структурой белка называют сложные образования из отдельных молекул белка.

Денатурацией белка называют процесс потери им его естественных свойств. Денатурация происходит под действием высоких температур или активных химических веществ, при этом происходит нарушение всех структур белковой молекулы, за исключением первичной.

Жирами называют смесь сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот. При этом в состав жиров могут входить самые разнообразные высшие жирные кислоты, но только один спирт — глицерин. Поэтому эти эфиры называют глицеридами. Общая формула жиров:

где R, R1, R2 — углеводородные остатки.

В состав твёрдых жиров входят предельные кислоты: C15H31COOH — пальмитиновая кислота; C17H35COOH — стеариновая кислота.

Жиры, триглицериды которых состоят одновременно из насыщенных и ненасыщенных кислот, широко встречаются в природе.

Жидкие жиры часто называют маслами. Глицериды насыщенных кислот — твёрдые соединения, а ненасыщенных — жидкие. Растительные масла, в состав которых входят непредельные кислоты, чаще всего — жидкие продукты.

Наиболее важными химическими свойствами жиров является их способность к гидролизу и гидрогенизации. Гидролиз жиров происходит в кислой или щелочной среде при повышенной температуре. При гидролизе щёлочью образуются глицерин и соли высших кислот — мыла, отсюда и происходит название этого процесса — омыление:

В присутствии мелкораздробленного никеля происходит присоединение водорода по двойным связям ненасыщенных кислот. При этом жидкие растительные масла переходят в твёрдые.

Углеводами называют класс соединений, отвечающих общей формуле Cn(H2O)m. Известны также некоторые вещества, проявляющие свойства углеводов, но формально не отвечающие общей формуле.

Углеводы широко распространены в природе и играют важную роль в жизни человека, животных и растений. Они являются одним из основных продуктов питания.

Название «углеводы» — историческое. Первые из изученных представителей этого класса соединений соответствовали формуле Cn(H2O)m и формально рассматривались как гидраты углерода. Хотя данная формула справедлива для многих представителей углеводов, их строение не соответствует «гидратам углерода».

Углеводы делят на две группы: моносахариды и полисахариды. Моносахариды при гидролизе не способны распадаться на более простые углеводы. Полисахаридами называют углеводы, способные подвергаться гидролизу с образованием моносахаридов.

Наиболее распространёнными среди моносахаридов являются глюкоза и фруктоза. Эти вещества являются изомерами и имеют формулу C6H12O6.

Глюкоза широко распространена в природе, в свободном состоянии встречается во фруктах, меде и т. д. Используется в пищевой промышленности, медицине. В промышленности глюкозу получают из крахмала кипячением с разбавленной серной кислотой.

Фруктоза хорошо растворима в воде, встречается в свободном виде во многих фруктах и плодах. Является ценным питательным продуктом. Она в три раза слаще глюкозы.

Сахароза C12H22O11 относится к дисахаридам.

При гидролизе сахарозы образуются глюкоза и фруктоза:

Смесь равных количеств глюкозы и фруктозы, образующаяся при гидролизе сахарозы, называют инвертным сахаром. Сахароза содержится в сахарном тростнике, сахарной свёкле и кукурузе. Она является важным пищевым продуктом.

himi4ka.ru

Тесты по биологии "Белки.Жиры.Углеводы"

Белки, жиры и углеводы

Вариант I

1. Глицерин входит в состав

а) белков б) жиров в) целлюлозы г) нуклеотидов

2. Жиры состоят из

а) глицерина и высших жирных кислот

б) глюкозы и высших жирных кислот

в) аминокислот и глицерина

г) глицерина и глюкозы

3. В клетке липиды выполняют следующие функции:

а) энергетическую и строительную

б) строительную и ферментативную

в) ферментативную и информационную

г) информационную и энергетическую

4. К полисахаридам относятся

а) глюкоза б) крахмал в) сахароза г) лактоза

5..Посредством какой химической связи соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры?

А-дисульфидной В-водородной

Б-пептидной Г-ионной

6.Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга?

А-радикал В-карбоксильная группа

Б-аминогруппа

7.Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков?

А-20 В-100

Б-23

8.Какую функцию белки не выполняют в клетке?

А-информационную В-каталитическую

Б-растворителя Г-запасающую

9.Молекулы белков,связывающие и обезвреживающие чужеродные данной клетке вещества ,выполняют фенкцию…

А-защитную В-энергетическую

Б-каталитическую Г-транспортную

10.Углеводы при фотосинтезе синтезируются из:

1)  О2 и Н2О; 2) СО2 и Н2; 3) СО2 и Н2О; 4) СО2 и Н2 О2

  11. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?

1)  С5Н12О5;    2)  С6Н10О6;   3) С6Н12О6; 4) С6Н12О

12. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что:

1) заторможена работа их выделительной системы; 2) в ходе окисления резервного жира выделяется вода; 3) у них мощный теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение; 4) они не потеют

13. Человеку с лишним весом нужно ограничить потребление

  1. томатов; 2) картофеля; 3) яблок; 4) творога

14. Связи, которые удерживают первичную структуру молекулы белка , называются:

1) водородными; 2) пептидными; 3) гидрофобными; 4) дисульфидными

15. Из предложенных ниже терминов выберите один, соответствующий по смыслу термину, стоящему впереди:

ПОЛИМЕР: 1) радикал; 2) мономер; 3) нуклеотид; 4) белок

16. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами

1) мономер А) целлюлоза

2) полимер Б) глюкоза

3) растворимы в воде

4) не растворимы в воде

5) входят в состав клеточных стенок растений

6) входят в состав клеточного сока растений

Белки, жиры и углеводы

Вариант I I

1. Вторичная структура белка имеет вид:

А. глобулы; Б. несколько соединенных между собой белковых молекул В. спирали;

Г. цепи аминокислотных остатков 2.К растворимым в воде соединениям относятся:

А. липиды;Б. моносахариды;В. полисахариды.

3. При расщеплении больше всего энергии выделяют соединения:

А.липиды;Б. углеводы;В.белки;Г. витамины.

4. Вторичная структура белка имеет вид:

А. глобулы;Б. несколько соединенных между собой белковых молекул;В.спирали;

Г. цепи аминокислотных остатков;

5.Расщепление белков в организме человека завершается
А)выведением углекислого газа,воды и мочевины
Б)накоплением в клетках кислорода
В)превращением тепловой энергии в энергию химических связей
Г) образованием и накоплением антител в крови

6.Вещества, содержащие азот, образуются при биологическом окислении
А)белков
Б)жиров
В)углеводов
Г) глицерина

7.Жиры, как и глюкоза, выполняют в клетке функцию
А)строительную
Б)информационную
В)каталитическую
Г) энергетическую

8.Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах и фруктах, употребляемых в пищу человеком, улучшает
А)пищеварение в желудке
Б)расщепление углеводов
В)моторную функцию кишечника
Г) всасывание питательных веществ в кровь

9.К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?

А-гидрофильным Б-гидрофобным

10.Какое значение имеют жиры у животных?

А-структура мембран В-теплорегуляция

Б-источник энергии Г-источник воды Д-все перечисленное

11.В состав какого жизненно важного соединения входит железо?

А-хлорофилла В-ДНК

Б-гемоглобина Г-РНК

12.Как называется органическое вещество,в молекулах которого содержатся атомы С,О,Н,выполняющее энегретическую и строительную функцию?

А-нуклеиновая кислота В-белок

Б-углевод Г-АТФ

13.Какие углеводы относятся к полимерам?

А-моносахариды

Б-дисахариды

В-полисахариды

14.Необходимим для всех химических реакций веществом в клетке,играющим роль растворителя большинства веществ,является…

А-поленуклеотид

Б-полипептид

В-вода

Г-полисахарид

15.Молекулы жиров образуются:

А-из глицерина,высших карбоновых кислот В-из глюкозы

Б-из аминокислот,воды

Г-из этилового спирта,высших карбоновых кислот

Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания

16. Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?

1) Выполняют структурную и запасающую функции

2) выполняют каталитическую и транспортную функции

3) состоят из остатков молекул моносахаридов

4) состоят из остатков молекул аминокислот

5) растворяются в воде

6) не растворяются в воде

infourok.ru

Краткая информация о белках, жирах, углеводах и витаминах

Белки – важнейшая составляющая пищевого рациона. Они являются строительным материалом для всех тканей организма и состоят из аминокислот. Основными источниками белков являются продукты животного происхождения (мясо, рыба, сыр, яйца). В продуктах растительного происхождения белки содержаться в меньших количествах. Сравнительно больше их в бобовых, орехах. Суточная потребность в белках – 100-120 г.

Жиры являются сложными органическими соединениями и важным источником энергии. Человек употребляет жиры растительного и животного происхождения. К животным жирам относятся телятина, баранина, рыбий жир. Богаты растительными жирами подсолнечное, кукурузное, льняное масла, орехи. Средняя потребность человека в жирах составляет 80-100 г в сутки, в т.ч. 20-25 г растительных жиров.

Углеводы – главный источник пополнения энергетических потерь организма. Они содержатся в муке, мучных изделиях, овощах, фруктах, злаках. В течение суток человек должен получать 400-500 г углеводов. В соответствии с физиологическими нормами питания наиболее оптимальным является такое соотношение белков, жиров, углеводов – 1 : 1 : 4.

Вода составляет 2/3 массы тела человека. Все жидкости организма (кровь, секреты желез) являются водными растворами. Большое количество воды содержится в протоплазме клеток. Суточная потребность организма человека в воде – около 2,5 л.

Витамины играют важную роль в жизни людского организма. При недостатке витаминов (гиповитаминозе) или при их отсутствии (авитаминозе) возникают различные заболевания.

Витамин В1 (тиамина бромид) влияет на нервную систему. Недостаток его в организме приводит к снижению памяти, головной боли, расстройствам, нарушению сна. При длительном отсутствии витамина В1 в организме человека возникает заболевание бери-бери, характерным проявлением которого является паралич. Витамин В1 содержится в хлебе муки грубого помола, бобовых, дрожжах. Суточная потребность в витамине В1 2,5-3 мг.

Витамин В2 (рибофлавин) принимает участие в обмене белков, жиров, углеводов, в синтезе гемоглобина, поддержании нормального зрения. При недостатке витамина возникают трещины в углах рта, изменяется слизистая оболочка, возникает слезотечение, светобоязнь. Источники витамина В2 – мясные (печень, почки), яйца и молочные (молоко, сыр) продукты. Суточная потребность – 2-3 мг.

Витамин В12 (цианокобаламин) необходим для созревания эритроцитов. При недостаточном поступлении его в организм возникает злокачественная анемия. Содержится в белках животного происхождения (мясо, яйца). Суточная потребность – 15-20 мкг.

Витамин С (аскорбиновая кислота) принимает участие в окислительных процессах, повышает сопротивляемость организма, укрепляет стенки сосудов. Проявление гиповитаминоза С наблюдается весной – слабость, снижение аппетита, быстрая утомляемость, кровоточивость десен. Отсутствие витамина С приводит к тяжелому заболеванию – цинге. Витамином С богаты шиповник, виноград, смородина, зеленые овощи (капуста, петрушка, лук), меньше в масле, яичном желтке, печени. Суточная потребность – 70-120 мг.

Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального состояния слизистой оболочки, кожи, сохранения остроты зрения в темноте. Ранним признаком гиповитаминоза является сухость слизистых оболочек и кожи, ночная (куриная) слепота. Витамин А содержится в молоке, сливках, сметане, яичных желтках, печени, почках. Провитамин А (каротин) содержится в моркови, помидорах, луке, зелени салата, капусте. Суточная потребность – 1,5 мг.

Витамин D (эргокальциферол) способствует усвоению кальция и фосфора в костной ткани. При гиповитаминозе возникает рахит. Содержится в печени, яичных желтках, рыбьем жире.

studfiles.net

урок биологии в 8 кл по теме "СОСТАВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ: ЖИРЫ, БЕЛКИ. УГЛЕВОДЫ"

СОСТАВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ: ЖИРЫ, БЕЛКИ. УГЛЕВОДЫ

Урок биологии в 8 классе

Учитель биологии высшей категории МОУСОШ № 2

ЗАТО г. Большой Камень Приморский край

Коврова Татьяна Владимирована

Образовательные задачи:

Дать понятие о составе продуктов питания, дать представление о белках, жирах и углеводах, научиться практически, выделять белки, жиры и углеводы.

Воспитательные цели:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни, в правильном питании

Оборудование:

Компьютер для демонстрации презентации, химические препараты, кусочки пищи.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ход занятия:

Учитель: Забота о пропитании стояла во главе всех важных дел перед человеком всегда. Все, что необходимо для жизнедеятельности организма, кроме кислорода, человек получает только с пищей, с продуктами питания.

Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания.

Вкусные свежеиспеченные булочки, румяные окорока, дымящиеся блинчики, зажаренные караси, икра черная, икра красная, наливные яблочки и много других вкусностей – вот, что можно увидеть на праздничном столе. Но какие бы вкусности мы не вкушали за обеденным столом, все эти продукты состоят всего лишь из нескольких элементов. (Смотрим презентацию на экране компьютера)

Пища состоит


органических веществ воды минеральных веществ

белки макроэлементы

жиры микроэлементы

углеводы

Для полноценного питания важен не только баланс белков, жиров и углеводов, но и присутствие витаминов, микроэлементов. Только в этом случае еда будет приносить пользу организму.

Учитель: Давайте рассмотрим, что собой представляют органические вещества, входящие в состав продуктов питания.

Белки – природные полимеры, состоящие из аминокислот.
Аминокислоты – соединения, в молекулах которых содержится несколько функциональных групп. Белки – важнейший компонент пищи. От них зависят жизненные основные процессы в организме: обмен веществ, раздражимость нервов, способность к росту, размножению. К белковым веществам относятся: гемоглобин, ферменты, некоторые гормоны. Несмотря на то, что белки составляют одну четвертую часть человеческого организма, единственным источником их образования в организме являются аминокислоты белков пищи. Вот почему белки совершенно необходимы в питании человека. Равноценны ли для человеческого организма все белки? Нет. Можно сделать вывод, продукты должны быть разнообразными, только тогда организм будет получать оптимальное количество аминокислот.

Углеводы – обширный класс органических соединений. В клетках живых организмов углеводы являются источниками и аккумуляторами энергии. Они входят в состав многих важнейших природных соединений, выступают в роли регуляторов важнейших биохимических процессов. Соединяясь с белками и липидами, углеводы образуют сложные высокомолекулярные комплексы, составляющих основу живой материи. Особое место среди углеводов принадлежит глюкозе. Она необходимый компонент пищи, так как при ее окислении выделяется больше трети используемой в организме энергии. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Однако мы получаем глюкозу периодически, а нервным клеткам энергия необходима каждую секунду. Глюкоза запасается впрок в клетках печени и мышц в виде полисахарида, называемого гликогеном.

Жиры относятся к классу химических соединений, носящих общее название липиды. Липиды – это сложные органические соединения с близкими физико-химическими свойствами, которые содержатся в растениях, животных, микроорганизмах. Их общие свойства – нерастворимость в воде, наличие в молекулах длинных углеводородных радикалов и сложноэфирных группировок. Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. При окислении 1г жира выделяется 9,3 ккал, т.е. в 2,25 раз больше, чем при окислении белков и углеводов.
Полное исключение жиров из рациона приводит к серьезным нарушениям здоровья. Недостаток жирных кислот приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функции клеточных мембран, воспалению кожных покровов. При избыточности жирных кислот возрастает опасность развития атеросклероза.

Учитель: Все органические вещества можно обнаружить в продуктах питания, для этого проведем практическую работу.

1. «Обнаружение жиров, белков, углеводов (крахмала) в продуктах питания»
1.
Тест на наличие жира.

Крупные молекулы жиров состоят из углерода, водорода, кислорода.
Переместив кусочек пищевого продукта (вареное мясо) в пробирку с этиловым спиртом,
можно обнаружить, есть ли в нём жиры. После встряхивания жиры
растворяются в спирте, и раствор становится прозрачным. Затем часть
раствора переливают в пробирку с водой. Поскольку в воде жиры не
растворяются, на поверхности будут плавать капли жира.

2. Тест на присутствие белков.

Чтобы определить, есть ли в пищевом продукте белки, кусочек продукта(сырое мясо) размешивают в воде и добавляют раствор едкого натра и несколько капель
раствора сульфата меди (II). Если в продукте есть белки, то смесь из бледно -
голубой становится бледно - фиолетовый.

3. Тест на определение крахмала.

Крахмал можно обнаружить в пище (кусочек хлеба), размельчив её кусочек в воде и добавить туда несколько капель раствора йода. Если в пище есть крахмал,
раствор станет темно - синим.

4. Тест на определение витамина С в некоторых продуктах.

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Проделайте подобные опыты с компотом, яблочным соком. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

Учитель: Долгое время придерживались мнения, что поесть - значит «заправить» организм порцией «горючего», не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию. Поначалу никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде, считалось: чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось, что при избыточном питании организм как бы задыхается от обилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их в виде жиров. (Сообщения учащихся)

Первый ученик: Еще 200 лет назад Гиппократ определил медицину, как искусство подражания лечебному воздействию природы и пищевые вещества назвал нашими лекарствами, а лекарства нашей пищей.

Организм и пища – одна система. Пищу, мы можем менять по желанию, а строение организма меняется строго в зависимости от пищи.

Среднее потребление пищи в сутки составляет около 800 гр – без воды и воды в сутки следует потреблять около 2000 гр. В 1904 году И.П.Павлов при вручении ему Нобелевской премии сказал: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе».

Вся необходимая организму энергия поступает с пищей. Принято упрощенно сравнивать процесс усвоения и использования организмом пищи сравнивать с процессом горения. Да, большая часть продуктов, за исключением белков, в конечном итоге превращаются в тепло (энергию), углекислый газ и воду. Вначале калорийность продуктов определяли, сжигая их в специальном приборе – калориметре. Но ведь не все питательные вещества усваиваются организмом, часть из них просто выводится из организма.

Для полноценного питания необходимо учитывать энергетическую ценность продуктов. У различных категорий людей потребности в энергии различны и зависят от рода их деятельности. Для учащихся вашего возраста эта потребность равна 2700ккал в сутки. Эти калории не должны поступать в организм за один-два раза.

Современный человек потребляет в среднем 3120 ккал в сутки – это превышает норму. Вследствие этого появляются различные заболевания, например избыточный вес и ожирение разной степени. Подсчитано, что лишние 100ккал в день ежедневно прибавляют к массе тела 9г. кажется, что это мало. Но в год это составит около 3 кг лишнего веса!.

Учитель: При питании мы редко задумываемся и еще реже подсчитываем калорийность питания. Но если появились лишние калории, а потом и лишние килограммы, то от них нужно срочно избавиться. И для этого есть верный способ – рациональное питание. В основе рационального питания лежат принципы:

1.баланс поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности энергии

2. удовлетворение потребности в определенном количестве и соотношении питательных веществ

3. соблюдение режима питания.

Система рационального питания


Принимать пищу следует 4–5 раз в день.

Все, что мы обобщили на сегодняшнем уроке, подводит нас к мысли о том, что питание должно быть рациональным. Из чего складывается это понятие?

1. Прием пищи не реже 4–5 раз в сутки.
2. Перерыв между приемами пищи не более 6 часов.
3. Тщательное пережевывание пищи.
4. Не ужинать позже, чем за 1,5–2 часа до сна.
5. Разнообразие пищи.

Учитель: Исходя из многолетней практики, выделили продукты, которых следует избегать, так как из-за них могут возникнуть заболевания – это:

1. рафинированный сахар,

2. мука высших сортов,

3. маргарин,

4.пищевые консерванты (нитраты и нитриты для улучшения вкуса, например
консервов, колбасы, сосисок),

5. искусственные пищевые красители и вкусовые добавки

Но есть продукты, которые можно употребить без ограничений. Это:

1. молочные продукты – кефир, творог, йогурт,

2. яйца-1-2раза в день,

3. мясо, рыба, птица (мясо надо есть утром или днем для полного переваривания, а не вечером),

4. фрукты и соки любые (обязательно цитрусы),

5. крупы и хлеб черный с отрубями,

6. масло растительное в большем количестве, чем сливочное,

7. орехи и семечки.

(Сообщения учащихся)

Второй ученик: Великий ученый Востока Абу Али Ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценна родился 1020 лет назад в селении около Бухары. Медициной заинтересовался очень рано. Когда заболел правитель Бухары, он вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться обширной библиотекой эмира. Здесь Авиценна обогатил свои познания в философии, математике, геологии, астрономии и особенно в медицине. Изучая больного и болезнь, он принимал во внимание воздействие среды на человека, его телосложение и использовал индивидуальный подход к больному. Эти правила, к счастью, живы и поныне.

Авиценна один из основоположников педиатрии. Создал несколько сот видов лекарств, научил людей делать операции. Учил защищать от оспы, чумы, туберкулеза. Он считал основой здоровья физические упражнения, рациональное питание, о котором вы сегодня говорили.

Учитель: Анорексия это заболевание, вызванное недостаточным питанием. Манекенщицы часто страдают таким заболеванием, что может привести к летальному исходу. Мировое сообщество призывает не «выпускать» на подиум манекенщиц с весом тела менее 55 кг. С ростом манекенщиц 180 см и более см – это критический вес. Другой крайний случай – это ожирение, избыточный вес человека. (Сообщения учащихся)

Третий ученик: Людей, страдающих ожирением, в возрасте 40-50 лет от сердечно-сосудистой недостаточности умирает почти в два раза больше, чем людей с нормальной массой тела. Это положение подтверждается данными американских страховых обществ о связи избыточной массы тела и смертности. Поскольку процент смертности определяет бизнес страховых компаний, медицинские бизнесмены стремятся с наибольшей точностью определить возможную продолжительность жизни застрахованного.

Даже при умеренных степенях ожирения показатель смертности значителен даже в молодом возрасте. Ожирение, представляющее собой нарушение обмена веществ, - это болезнь всего организма, и, как всякую болезнь, ее надо лечить. Избыточный вес является повышенным фактором риска для здоровья. Прежде всего это относится к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ (по показателям холестерина, мочевой кислоты, сахара в крови), к повышенной нагрузке на суставы и весь опорно-двигательный аппарат. Многие недооценивают вредные последствия ожирения и потому своевременно не принимают действенных мер для сохранения нормальной фигуры. Нередко даже считается, что полнота, которая не достигла уродливых форм, является признаком здоровья. В действительности все степени тучности должны вызывать беспокойство. По величине избыточной массы тела различают четыре степени ожирения:

- первая степень - избыток массы тела не превышает 30% нормальной или идеальной массы для данного лица;

- вторая степень - избыток не превышает 50% нормальной массы тела;

- третья степень - избыток массы равен 100% от нормальной;

- четвертая степень - масса тела более чем вдвое превышает нормальную величину.

Четвертый ученик: Ожирение сопровождается разнообразными осложнениями: в первую очередь возникают изменения в сосудах сердца, повышается кровяное давление, страдает нервная система, слабеет память, снижается работоспособность, иммунитет, появляется сонливость, головокружение. В то же время учеными доказано, что умеренный стабильный избыток веса лучше для души и тела, чем многочисленные сознательные попытки избавиться от его излишков. Дело в том, что постоянные резкие изменения веса то вверх, то вниз также перенапрягают сердечно-сосудистую систему и вызывают нарушения обмена веществ. Причина в том, что во время диеты организм приспосабливается к малокалорийной программе, когда же диета заканчивается, метаболическим процессам требуется время на обратную перестройку, и часто такая «перестройка назад» не удается - организму не удается вернуться к исходному состоянию. Эффект «обучаемости» организма не всегда имеет место и при длительных диетах. Поэтому разумные врачи придерживаются понятия «веса наилучшего самочувствия» вместо привычного термина «нормальный вес». Под «весом наилучшего самочувствия» имеется в виду вес, при котором человек чувствует себя здоровым и работоспособным, но прежде всего это тот вес, который легко и без резких скачков поддерживается без специальных усилий в течение длительного времени.

Ученые предполагают, что у каждого человека, по-видимому, имеется генетически запрограммированный вес, к достижению которого организм постоянно стремится почти независимо от индивидуальных привычек питания. У людей, предрасположенных к полноте, «предельный вес» может быть несколько выше, чем тот вес, который они пытаются сохранить любым путем. Расхожий тезис, что полнеет тот, кто не знает меры в еде, в настоящее время опровергнут. Многие полные люди едят не больше, чем люди с нормальным весом, а иногда даже меньше. Ведь часто бывает наоборот: есть такие любители поесть, которые совершенно не ведут счет калориям, но несмотря ни на что сохраняют стройную фигуру до старости.

Учитель: Исследуя продукты питания, которые мы потребляем, можем сделать выводы. Приведем правила питания, написанные в «Каноне», главном труде Авиценна.

1. Питание – непременное условие того, чтоб было в целости здоровье.

2. То будет тяжело для усвоенья, что ешь без аппетита и уменья.

3. Ешь блюда влажные сперва, не нарушай законов естества.

4. Желудок слаб, чтоб не страдать, его едой нельзя утяжелять.

5. Тяжелое мясное не годится, полезны рыба свежая и птица.

6. Остры и терпки лук, чеснок, горчица, но польза в них великая таится.

7. Питайся, если голод ощутил, еда нужна для поддержанья сил.

8. Но тот, кто много ест и пьет, светильник свой излишеством зальет.

9. В компании приятной, честь по чести, есть следует в уютном, чистом месте

Вопросы для закрепления: 1. Что такое питание? 2. Какие органические вещества входят в состав пищи? 3. Какие продукты питания содержат жиры? 4. Какие продукты питания содержат белки? 5. Какие продукты питания содержат углеводы? 6. Какие правила питания нужно соблюдать, чтобы быть здоровым человеком?

Используемая литература:

  1. Батуев А. С., Соколова Л. В., Левитин М. Г.. Человек. Основы физиологии и психологии. 9 класс. – М., Дрофа, - 2000.

  2. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П.. Экология. 9 класс. – М., Дрофа, 1995.

  3. Можаев Г.М., Симинихина Н.В. Учебный исследовательский эксперимент. Химия в школе, - 2003, - №1, - 52-54 с .

  4. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. – М., Просвещение, 1992.

  5. Рохлов В.С., Сивоглазов В. И. Практикум по анатомии и физиологии человека. - М., Академия, 1999.

  6. Цобкало Ж.А., Мычко Д.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся при проведении обобщающего практикума, Химия в школе, - 2003, - №8, - 65-70с.

infourok.ru

Доклад на тему "Белки, жиры и углеводы"

Доклад на тему:

Белки, жиры и углеводы в нашем организме

Достоверно установлено, что человеческий организм на 19,6% состоит из белков, на 14,7% – из жиров, на 1% – из углеводов и на 4,9% – из минеральных веществ. Остальные 59,8% приходятся на воду. Поддержание нормальной жизнедеятельности нашего организма напрямую зависит от соотношения важнейших питательных веществ, а именно: в ежедневном рационе необходимо присутствие белков, жиров и углеводов в пропорции 1:3:5.

К сожалению, большинство из нас не уделяют должного внимания полноценному и рациональному питанию: кто-то переедает, кто-то недоедает, а многие и вовсе едят кое-как, что придется, на ходу и в спешке. В такой ситуации практически невозможно контролировать объем поступающих с пищей в организм белков, жиров и углеводов. А ведь существует реальная опасность недостатка или избытка одного или сразу нескольких важнейших элементов, что в конечном итоге это весьма негативно сказывается на состоянии нашего здоровья.

Еще из школьных учебников нам известно, что белки являются главным строительным материалом нашего организма, но помимо этого они еще и основа гормонов, ферментов и антител. Таким образом, без их участия невозможны процессы роста, размножения, пищеварения и иммунной защиты.

Белки отвечают за торможение и возбуждение в коре головного мозга, белок гемоглобин выполняет транспортную функцию (переносит кислород), ДНК и РНК (дезоксирибонуклеиновая и рибонуклеиновая кислоты) обеспечивают свойство белка передавать наследственную информацию клеткам, лизоцим регулирует антимикробную защиту, а входящий в состав зрительного нерва белок обеспечивает восприятие света сетчаткой глаза.

Кроме того, в белке содержатся незаменимые аминокислоты, от которых зависит его биологическая ценность. Всего известно 80 аминокислот, но только 8 из них считаются незаменимыми, и если все они содержатся в белковой молекуле, то такой белок называется полноценным, по происхождению – животным, а содержится он в таких продуктах, как мясо, рыба, яйца и молоко.

Растительные белки чуть менее полноценны, труднее перевариваются, поскольку имеют оболочку из клетчатки, которая препятствует действию пищеварительных ферментов. С другой стороны, растительный белок обладает мощным антисклеротическим действием.

Для поддержания баланса аминокислот целесообразно употреблять в пищу продукты, содержащие и животные, и растительные белки, но доля животных белков должна быть не менее 55%.

Белковая недостаточность выражается в снижении массы тела, сухости кожных покровов, уменьшении секреторной активности желудочно-кишечного тракта. При этом существенно ослабевают функции половых желез, надпочечников и щитовидной железы, нарушаются процессы кроветворения, снижается иммунитет, появляются признаки нарушения деятельности центральной нервной системы, в частности – снижается память. У детей нарушается рост, в первую очередь за счет ухудшения костеобразования.

Но существует и другая сторона этой медали: избыточное поступление белка в организм. В этом случае можно наблюдать резкое усиление секреции желудка с последующим ее снижением. В результате этого в тканях избыточно накапливаются соли мочевой кислоты, что приводит к развитию мочекаменной болезни и заболеванию суставов.

Функции и польза жиров

В первую очередь, жир – это источник энергии, поэтому регулировать жировой обмен очень важно. Для начала разберемся, как и чем отличаются жиры друг от друга.

В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты, первые отличаются высокой температурой плавления, называются тугоплавкими и в меньшей степени усваиваются организмом. Ненасыщенные, напротив, легко плавятся и легко усваиваются. В нашем организме жир содержится в структурной форме – входит в состав протоплазмы клеток, и в запасной форме – откладывается в тканях, в том числе и под кожей.

Насыщенные жирные кислоты, такие как стеариновая, пальмитоновая, капроновая, масляная и другие, легко синтезируются в организме человека, обладают невысокой биологической ценностью, туго плавятся, негативно влияют на жировой обмен, способствуют накоплению холестерина и приводят к развитию атеросклероза. Такие жиры содержатся в баранине, свинине и растительных маслах.

Ненасыщенные жирные кислоты вызывают больше оптимизма: олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая кислоты относятся к жизненно важным веществам, повышают эластичность сосудистой стенки, предотвращают тромбообразование и регулируют жировой обмен, содержатся в подсолнечном и кукурузном маслах, а также в рыбьем жире.

Излишнее потребление жиров ведет к избытку холестерина, развитию атеросклероза, ухудшению жирового обмена и накоплению лишнего веса.  Недостаток жиров может вызвать нарушение функции печени и почек, задержку воды в организме, развитие дерматозов.

Для оптимизации рациона питания необходимо сочетать как растительные, так и животные жиры в соотношении 30% на 70%, но с возрастом следует отдавать предпочтение растительным жира

О балансе углеводов

Название класса этих соединений происходит от термина «гидраты углерода», предложенного еще в 1844 году профессором К. Шмидтом.

Углеводы служат основным источником энергии, обеспечивая 58% потребности человеческого организма. Продукты растительного происхождения содержат углеводы в виде моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов.

  • Моносахариды – глюкоза, фруктоза и галактоза – это простые углеводы, они легко растворяются в воде, важны для образования гликогена в печени, питания мозга и мышц, поддержания нормального уровня сахара в крови.

  • Дисахариды – сахароза, лактоза и мальтоза – сладкие на вкус, в организме расщепляются на две молекулы моносахаридов.

  • Полисахариды – крахмал, клетчатка, гликоген – сложные углеводы, несладкие, нерастворимые в воде. Постепенно распадаясь на моносахариды, эти углеводы обеспечивают насыщение организма энергией, вызывают чувство насыщения, практически не повышая сахар в крови.

Очень важно, что при недостаточном поступлении углеводов в организм энергия образуется из запаса жиров и даже белков. Это принцип постепенного и безопасного похудения. А вот избыток углеводов приводит к перерождению их в жиры, к гипер продукции холестерина, развитию ожирения, атеросклероза и провоцирует возникновение сахарного диабета.

Вот и получается, что для нормального самочувствия, бодрости и позитивного настроения нашему организму необходимо не только достаточное и оптимальное количество калорий, но и правильное соотношение основных питательных веществ, что с легкостью достигается грамотно составленным рационом питания. Как известно, все хорошо в меру, и даже недостаток питательных веществ ничуть не лучше их переизбытка. Например, сбросить лишний вес и при этом не потерять здоровье можно только при сбалансированном поступлении в организм всех необходимых элементов питания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *