Адаптация в школе первоклассников: Адаптация первоклассников к школе — Проблемы детей — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Адаптация первоклассников к обучению в школе

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например: 

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе.  

Источник: freepik.com / @pressfoto

Сколько времени занимает адаптация в первом классе

Принято считать, что адаптация первоклассников к школе может длиться от двух недель до нескольких месяцев, а возможно, и весь первый класс. Всё очень индивидуально — здесь играют роль разные факторы:

  • специфика школы,
  • характер ребёнка,
  • объём учебной нагрузки,
  • психологическая стабильность,
  • атмосфера в семье,
  • профессионализм педагога,
  • коллектив. 

Если в семье поддерживается комфортный и дружелюбный климат, мама с папой не ругаются, выслушивают малыша, учитывают его мнение и поддерживают — адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче и быстрее. 

<<Форма демодоступа>>

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников. 

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка. Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью.

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе. 

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации 

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться. В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости. 

Совет 3. Следите за здоровьем

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов. Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние. 

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального. Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать. Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 

<<Форма курс 1-4>>

Резюме

Когда малыши идут в школу, на них возлагается немало новых обязанностей. Нужно регулярно рано вставать, сидеть за партой смирно и делать домашку. На длительность адаптации первоклассников к обучению влияют такие факторы, как характер ребёнка, атмосфера в семье, личность педагога и общий уровень подготовки к учёбе.  

Чтобы помочь первокласснику, следите за собственным эмоциональным состоянием. Не забывайте давать ребёнку море заботы и поддержки. Малыш должен чувствовать вашу защиту.

Семье важно в период адаптации первоклассника помнить про режим — вовремя ложиться и хорошо питаться. Помимо этого, важно проявлять заинтересованность тем, как проходит учёба, и на первых порах адаптации помогать с домашкой, сбором рюкзака или стиркой школьной формы. 

Желаем, чтобы адаптация к школьному обучению прошла гладко и безболезненно!

Адаптация ребенка к школе: трудности периода

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как легче адаптировать ребенка к школе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Комментарий психолога:

В статье очень много сказано об адаптации дошкольника к обучению в первом классе.

Всё это правильно. Но есть совсем простые и действенные вещи. В этом возрасте дети любят играть, и элемент игры для них важен.

Поставьте дома парту, и пусть мама сыграет роль учительницы. Ребёнок пришёл в придуманную школу, сел за парту. Его вызвали к доске – он вышел и ответил. Потом, когда то же нужно будет сделать «взаправду», это не станет сюрпризом или неприятной неожиданностью. А значит, снизит уровень стресса и тревоги у ребёнка.

Если в такую игру поиграть несколько раз в предшествующий школьным занятиям месяц, то адаптация, как правило, пройдёт легко и быстро. Понятно, что в случае с дистанционным образованием проблема адаптации так остро не стоит – воспитание настойчивости и усидчивости происходит постепенно и без стрессов.

Но хочется обратить внимание, что и само по себе дистанционное образование может стать хорошим тренингом адаптации. Есть разные популярные программы для дошкольников, многие из которых упираются в платёжеспособность родителей. Но в той же Домашней школе «ИнтернетУрок» предлагается целая неделя бесплатных занятий.

И если немножко позаниматься по программе первого класса, то это пойдёт только в плюс.

Хорошо, если у ребёнка есть опыт посещения занятий танцами, актёрским мастерством и т. д. Тогда школьный класс не станет местом, где социализация будет носить взрывной характер. В этом плане и садик имеет преимущества. Оптимально походить в группу «по интересам» за полгода до школы. Или – в разные группы.

В статье нигде не отмечено, что адаптация в первом классе и при смене школы имеет принципиальные отличия. Адаптационный период ребёнка, меняющего школу, зависит от возраста. Когда мне задают вопрос об этом, то я обычно предлагаю ещё до зачисления прийти в новую школу (если, конечно, она не находится в другом городе) и просто посидеть на уроке-двух.

Появится понимание того, куда ты переходишь. Это обеспечит психологическую подготовку и очень поможет при адаптации. Получается, что «я уже знаю этих людей, и они меня видели…».

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Подпишись на нашу рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Вы успешно подписались на нашу рассылку

Скоро вы получите на почту электронное сообщение с подтверждением подписки

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты.
    Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой — застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Комментарий психолога:

На нормальное протекание процесса адаптации явно указывает интерес к школе и занятиям. Хороший показатель, когда ребёнок много и взахлёб рассказывает о том, что происходит. Значит, он успешно занял своё место в кругу соучеников.

И важно, чтобы он рассказывал о ситуации, даже если не всё гладко. Тогда есть возможность ненавязчиво помочь советом. Оптимально посоветоваться с ребёнком: «Тебе нужна помощь? Мне сходить с тобой?».

Сделать так, чтобы он сам это определил. Если скажет: «Да, помощь нужна», – то нужно сходить. И замечательно, если будет: «Я пока сам».

Нужно понимать, что дети видят многое не так как взрослые. Когда они рассказывают свою версию событий, есть возможность своевременно разъяснить какие-то моменты. Подсказать иные трактовки или попробовать вместе посмотреть на события с другой точки зрения.

То есть расширить возможности видения. Но для этого необходимо активное общение. Да и ребёнку будет легче. Ведь всегда лучше проговаривать проблему, а не держать её в себе.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Методика монтессори

Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

Комментарий психолога:

В современном мире мы пестуем уникальность наших детей, но на деле она часто выходит им боком. Плохо, когда все общаются, а ты, такой уникальный, где-то на выселках. И хорошо, когда уникальность на начальном этапе проявляется в умении находиться в группе.

Находить общие темы для общения, со всеми дружить и контактировать. Со временем это может перерасти и в умение управлять, но это уже не про уникальность. Что точно плохо влияет – так это смущение.

Тем, что «у меня бутерброды, а у всех упакованные шоколадки». «У меня – бутылка с морсом, а у всех – сок с трубочкой». «У меня сменка какая-то не такая, а у всех красивая». Это тот редкий случай, когда «быть как все» совсем не плохо, а для этого маме нужно быть в тренде происходящего.

Конечно, тут встаёт вопрос здоровья ученика и финансовой составляющей, но есть и масса вещей, в которых те же деньги не играют существенной роли. Например, если в классе принято носить завтрак в пластиковом контейнере, то не нужно вводить по этому поводу новые правила.

Важно соблюдать баланс уникальности и похожести.

Трудности адаптации к школе у первоклассников

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых трудностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Комментарий психолога:

Очень часто невысказанные переживания отражаются на физическом здоровье ребёнка. Многим известна ситуация, когда у школьника перед контрольной вдруг поднимается температура и это отнюдь не симуляция.

В адаптационный период важно наладить хорошие контакты с учителем, и это то, на что родители вполне в состоянии повлиять. Прийти. Познакомиться, пообщаться, объяснить особенности будущего ученика и попросить отнестись к ним с пониманием.

Важна поддержка со стороны матери – разъяснения, что всё хорошо и всё образуется. Их можно повторять день за днём, и в конце концов это даст свой позитивный результат. Вера родителей отражается на ребёнке.

Переходный период – как указано в статье – может длиться шесть месяцев. Если же и после этого очевидно, что хорошо далеко не всё и улучшений не предвидится, стоит подключать учителя или классного руководителя.

Видео: Как привить любовь к учебе до школы?

Как помочь первокласснику подготовиться и адаптироваться к школе

Поступление в школу — один из самых важных и сложных периодов в жизни ребенка. Переход из детского сада в школу может быть эмоционально сложной ситуацией в связи со всеми изменениями в жизни, в том числе с повышенным психоэмоциональным напряжением. Даже дети с эмоциональной зрелостью иногда испытывают трудности с адаптацией к школьной жизни. Родители и учителя могут сыграть важную роль в облегчении переходного процесса, помогая первоклассникам должным образом подготовиться к школе.

Адаптация к школе

Адаптация к школе включает в себя акклиматизацию ребенка к новым условиям и школьным правилам.

Школа – новое социальное учреждение для ребенка, где все по-другому, в том числе:

  • новые образовательные мероприятия, такие как обучение чтению и первое знакомство с математикой
  • новое расписание дня,
  • новые среды: классы, столовые и т. д.
  • новых учителей с разным стилем общения,
  • новых одноклассников: ребенок познакомится с новыми людьми и заведет новые отношения.

Адаптация к школе может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, но в среднем процесс адаптации занимает ~2 месяца. За это время первоклассник усваивает множество правил и социальных норм, связанных с поведением на уроках, выполнением заданий, общением с учителями и одноклассниками.

Критерии успешной адаптации к школе

Оценка адекватной подготовки и адаптации первоклассника к школе включает субъективные и объективные критерии. Объективно можно рассматривать продуктивность и успешность ребенка в учебной деятельности, вовлеченность ребенка в школьную жизнь, его социальный статус среди одноклассников (дружба, микрогруппы, лидерские позиции) как меру успешной адаптации. К субъективным критериям оценки адаптации к школе относятся эмоциональное здоровье ребенка, активность ребенка в школе, его физиологическое состояние и удовлетворенность учебой.

Итак, основными показателями успешной школьной адаптации ребенка являются:

  • положительное отношение ребенка к школе,
  • принятие школьных правил и положений,
  • академическая мотивация,
  • хорошее эмоциональное состояние ребенка и общее положительное эмоциональное состояние,
  • адекватное поведение на уроках и в свободное время
  • Трудности адаптации к школе

С первых дней обучения в школе первоклассник сталкивается с рядом проблем, которые связаны с личностью учителя, одноклассниками, новым режимом дня, строгими школьными правилами и т. д.

Во время адаптации к школе ребенок может чувствовать разочарование или обиду. Все эти проблемы также могут проявляться по-разному: неуспеваемость в школе, снижение мотивации к учебе, нежелание ходить в школу, негативизм, лень, рассеянность и др.

Трудности адаптации к школе

С первых дней обучения в школе, первоклассник может столкнуться с рядом проблем, связанных с личностью учителя, одноклассниками, новым режимом дня, строгими школьными правилами и т. д.

Во время адаптации к школе ребенок может чувствовать разочарование или обиду. Все эти проблемы также могут проявляться по-разному: неуспеваемость в школе, снижение мотивации к учебе, нежелание ходить в школу, негативизм, лень, рассеянность и т. д.

Как учителя могут помочь первоклассникам адаптироваться к школе

Это Учителю важно помнить, что ребенок является новичком в школьной системе и основными задачами для ребенка на этом этапе являются адаптация, развитие новых навыков, учебная деятельность, общение с другими детьми и взрослыми.

Задача учителя — обеспечить гармоничный переходный период для ребенка, в течение которого он будет изучать школьные правила через различные ситуации.

Для первоклассника жизненно важно чувствовать, что он способен освоить любой новый навык или деятельность, поэтому учитель должен поощрять уверенность ребенка в себе.

В значительной степени именно учитель несет ответственность за создание дружеской атмосферы в классе и поощрение позитивного настроя без боязни совершить ошибку.

Межличностные отношения первоклассников часто зависят от педагогического стиля учителя. Непредвзятый педагог вдохновляет детей на общение со сверстниками, что добавляет положительных стимулов к общению в классе.

Помните: первоклассник хочет хорошо успевать и быть «хорошим», а если не получается – это стресс и разочарование для ребенка. Похвала учителя в адрес ученика — чрезвычайно важный стимул, поэтому всегда находите, за что похвалить, и только после этого критически отзывайтесь о том, что можно улучшить!

Конечно, все усилия учителей ничто без сотрудничества с родителями. Все взрослые вокруг ребенка должны действовать сообща: только единые правила и требования помогут первокласснику адаптироваться в школе.

Поддержка, модификации и приспособления для учащихся


Обновлено, март 2020 г.

Для многих учащихся с ограниченными возможностями — и для многих без — ключом к успеху в классе является наличие соответствующих приспособлений, приспособлений и модификаций сделано для обучения и других занятий в классе.

Некоторые приспособления так же просты, как перемещение отвлекаемого ученика в начало класса или подальше от точилки для карандашей или окна. Другие модификации могут включать в себя изменение способа подачи материала или реакции учащихся, чтобы продемонстрировать свое обучение.

Адаптация, приспособления и модификации должны быть индивидуальными для учащихся, исходя из их потребностей, личных стилей обучения и интересов. Не всегда очевидно, какие адаптации, приспособления или модификации будут полезны для конкретного учащегося или как могут быть внесены изменения в учебную программу, ее представление, обстановку в классе или оценку учащегося. Эта страница предназначена для того, чтобы помочь учителям и другим людям найти информацию, которая поможет им внести соответствующие изменения в классную комнату в зависимости от потребностей их учеников.

Часть 1: Краткий обзор терминологии
Часть 2: Различные типы опор

  • Специальное образование
  • Инструкция по адаптации
  • Сопутствующие услуги
  • Дополнительные вспомогательные средства и услуги
  • Модификации программы и поддержка для школьного персонала
  • Аккомодации в больших оценках

 В начало

Часть 1. Краткий обзор терминологии

Вы можете задаться вопросом, означают ли термины поддержка , модификации , и адаптации одно и то же. Простой ответ: нет, не полностью, но да, по большей части. (Разве вы не любите четкий ответ?) Конечно, люди склонны использовать термины взаимозаменяемо, и мы будем делать это здесь для простоты чтения, но между терминами можно провести различия.

 Иногда люди не понимают, что значит иметь модификация и что значит иметь размещение . Обычно модификация означает изменение в том, чему обучают учащегося или что ожидается от него . Упрощение задания, чтобы учащийся не выполнял работу на том же уровне, что и другие учащиеся, является примером модификации.

Адаптация – это изменение, которое помогает учащемуся преодолеть или обойти инвалидность . Разрешение учащемуся, у которого есть проблемы с письмом, давать устные ответы, является примером приспособления. Ожидается, что этот учащийся будет знать тот же материал и отвечать на те же вопросы так же полно, как и другие учащиеся, но ему не нужно записывать свои ответы, чтобы показать, что он знает информацию.

Что наиболее важно знать о модификациях и приспособлениях, так это то, что и то, и другое предназначено для того, чтобы помочь ребенку учиться.

 Вернуться к началу

Часть 2: Различные виды поддержки
Специальное образование

Специальное образование по определению представляет собой «специально разработанное обучение» (§300.39). И IDEA определяет этот термин следующим образом:

(3) Специально разработанная инструкция означает адаптацию, в соответствии с потребностями ребенка, имеющего право на участие в этой части, содержания, методологии или доставки обучения—(i ) Удовлетворение уникальных потребностей ребенка, возникающих в результате инвалидности ребенка; и (ii) обеспечить доступ ребенка к общему учебному плану, чтобы ребенок мог соответствовать образовательным стандартам в рамках юрисдикции государственного органа, которые применяются ко всем детям. [§300. 39(б)(3)]

Таким образом, специальное образование предполагает адаптацию «содержания, методологии или способа обучения». Фактически, область специального образования может гордиться базой знаний и опытом, накопленным за последние 30 с лишним лет индивидуального обучения для удовлетворения потребностей учащихся с ограниченными возможностями. Мне очень приятно поделиться с вами некоторыми из этих знаний.

Вернуться к началу

Адаптация инструкций

Иногда учащемуся может потребоваться внести изменения в классную работу или распорядок из-за его или ее инвалидности. Изменения могут быть внесены в:

  • чему учат ребенка и/или
  • как ребенок работает в школе.

Например:

Джек учится в 8-м классе, у него проблемы с обучением чтению и письму. Он учится в обычном 8-м классе, который преподают учитель общего образования и учитель специального образования. Изменения и приспособления, предусмотренные для ежедневной школьной жизни Джека (и когда он сдает тесты штата или округа), включают следующее:

  • У Джека будут более короткие задания по чтению и письму.
  • Учебники Джека будут основаны на учебной программе 8-го класса, но на его уровне самостоятельного чтения (4-й класс).
  • Джеку будут зачитывать/объяснять тестовые вопросы, когда он их задает.
  • Джек будет давать ответы на вопросы типа эссе, говоря, а не записывая их.

Модификации или приспособления чаще всего производятся в следующих областях:

Планирование . Например,

  • предоставление учащемуся дополнительного времени для выполнения заданий или тестов
  • прерывание тестирования в течение нескольких дней

Настройка . Например,

  • работа в малой группе
  • работа один на один с учителем

Материалы . Например,

  • предоставление аудиозаписей лекций или книг
  • выдача копий конспектов лекций учителя
  • с использованием книг с крупным шрифтом, шрифтом Брайля или книг на компакт-дисках (цифровой текст)

Инструкция . Например,

  • снижение сложности заданий
  • снижение уровня чтения
  • с помощью ученика/репетитора

  Ответ учащегося . Например,

  • позволяет давать ответы устно или под диктовку
  • использование текстового процессора для письменной работы
  • , используя язык жестов, устройство связи, шрифт Брайля или родной язык, если он не английский.

Поскольку адаптация содержания, методологии и/или проведения обучения является важным элементом специального образования и чрезвычайно ценной поддержкой учащихся, не менее важно знать как можно больше о том, как обучение может быть адаптировано к потребностям учащихся. отдельного ученика с инвалидностью. Преподаватель специального образования, работающий в команде IEP, может поделиться своим опытом в этой области, которая является сутью специального образования.

Вернуться к началу

Сопутствующие услуги

Одного взгляда на определение сопутствующих услуг в IDEA в §300.34 становится ясно, что эти услуги носят вспомогательный характер, хотя и не в том смысле, в каком адаптация учебной программы. Сопутствующие услуги поддерживают специальное образование детей и предоставляются, когда это необходимо, чтобы помочь учащимся получить пользу от специального образования. Таким образом, сопутствующие услуги должны быть включены в сундук с сокровищами приспособлений и поддержки, которые мы изучаем. Это определение начинается:

§300.34 Сопутствующие услуги.

(а) Общий . Сопутствующие услуги означают транспорт и такие развивающие, коррекционные и другие вспомогательные услуги, которые необходимы для того, чтобы помочь ребенку с инвалидностью получить пользу от специального образования, и включают…

Вот список сопутствующих услуг в соответствии с законом.

  • услуги по патологии речи и аудиологии
  • услуги устного перевода
  • психологические услуги
  • физическая и трудотерапия
  • отдых, включая лечебный отдых
  • раннее выявление и оценка инвалидности у детей
  • консультационные услуги, включая реабилитационное консультирование
  • услуги по ориентации и мобильности
  • медицинские услуги для целей диагностики или оценки
  • школьные медицинские услуги и услуги школьных медсестер
  • услуги социальной работы в школах

 Это не исчерпывающий список возможных сопутствующих услуг. Есть и другие (не названные здесь или в законе), которые штаты и школы обычно предоставляют в рамках сопутствующих услуг. Группа IEP решает, какие сопутствующие услуги нужны ребенку, и конкретизирует их в IEP ребенка. Обо всем этом читайте в нашей Сопутствующие услуги  стр.

Вернуться к началу

Дополнительные вспомогательные средства и услуги

Одним из наиболее действенных видов поддержки, доступных детям с ограниченными возможностями, являются другие виды поддержки или услуг (помимо специального образования и сопутствующих услуг), в которых нуждается ребенок. получать образование с детьми, не являющимися инвалидами, в максимально возможной степени. Некоторые примеры этих дополнительных услуг и поддержки, называемых дополнительными средствами и услугой 9.0079 s в IDEA, это:

  • адаптированное оборудование, такое как специальное сиденье или вырезанная чашка для питья;
  • вспомогательные технологии, такие как текстовый процессор, специальное программное обеспечение или система связи;
  • обучение сотрудников, учащихся и/или родителей;
  • равных наставников;
  • помощник один на один;
  • адаптированные материалы, такие как книги на пленке, крупный шрифт или выделенные заметки; и
  • сотрудничество/консультации между персоналом, родителями и/или другими специалистами.

 Команда IEP, в которую входят родители, — это группа, которая решает, какие дополнительные средства и услуги необходимы ребенку для поддержки его или ее доступа к школьной среде и участия в ней. Команда IEP должна действительно работать вместе, чтобы убедиться, что ребенок получает дополнительные вспомогательные средства и услуги, необходимые ему или ей для достижения успеха. Члены команды рассказывают о потребностях ребенка, учебной программе и школьном распорядке и открыто изучают все варианты, чтобы убедиться, что включены подходящие средства поддержки для конкретного ребенка.

Об этой важной поддержке и услугах можно сказать гораздо больше. Посетите нашу специальную статью о дополнительных вспомогательных средствах и услугах , чтобы узнать больше.

Вернуться к началу

Модификации программы или поддержка для школьного персонала

Если группа IEP решит, что ребенку требуется конкретная модификация или приспособление, эта информация должна быть включена в IEP. Поддержка также доступна для тех, кто работает с ребенком, чтобы помочь им помочь этому ребенку добиться успеха. Поддержка школьного персонала также должна быть прописана в IEP. Некоторые из этих видов поддержки могут включать:

  • посещение конференции или тренинга, связанного с потребностями ребенка,
  • получение помощи от другого сотрудника или административного лица,
  • наличие помощника в классе или
  • получение специального оборудования или учебных материалов.

 В нашей статье о модификациях программы для школьного персонала 9 также рассматривается вопрос о модификациях и поддержке для школьного персонала, чтобы они могли затем поддерживать ребенка в различных школьных условиях и задачах.0079 .

Вернуться к началу

Приспособления для крупных аттестаций

IDEA требует, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями принимали участие в аттестациях штата или округа . Это тесты, которые периодически даются всем учащимся для измерения успеваемости. Это один из способов, с помощью которого школы определяют, насколько хорошо и сколько учащиеся учатся. Теперь IDEA заявляет, что учащиеся с ограниченными возможностями должны как можно больше участвовать в общей учебной программе. Это означает, что если ребенок обучается по общему учебному плану, он или она может сдать тот же стандартизированный тест, который школьный округ или штат проводит для детей, не являющихся инвалидами. Соответственно, IEP ребенка должен включать все модификации или приспособления, которые необходимы ребенку, чтобы он или она могли участвовать в оценках штата или округа.

Группа IEP может решить, что конкретный тест не подходит для ребенка. В этом случае IEP должен включать:

  • объяснение, почему этот тест не подходит для ребенка, и
  • , как вместо этого будет оцениваться ребенок (часто называемая альтернативной оценкой).

Запросите у школьного округа штата и/или местного школьного округа копию их руководств по типам приспособлений, модификаций и альтернативных оценок, доступных для учащихся.

Вернуться к началу

Заключение

Даже ребенок со многими потребностями должен заниматься со сверстниками без инвалидности в максимально возможной степени. Тот факт, что ребенок имеет серьезную инвалидность или нуждается в изменении общей учебной программы, не означает, что он или она могут быть исключены из общеобразовательного класса. Если ребенка исключают из общеобразовательного класса на какое-либо время учебного дня, команда IEP должна включить в IEP объяснение неучастия ребенка.

Поскольку приспособления могут иметь жизненно важное значение для того, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями получить доступ к общей учебной программе, участвовать в школьных занятиях (включая внеклассные и неакадемические мероприятия) и получать образование вместе со сверстниками без инвалидности, IDEA снова и снова усиливает их использование в своих требованиях, в своих определениях и в своих принципах. Богатый опыт, накопленный в области специального образования за годы, прошедшие с тех пор, как IDEA была впервые принята Конгрессом, — это тот самый ресурс, к которому вы захотите обратиться за дополнительной информацией о том, какие приспособления подходят для учащихся с учетом их инвалидности и как сделать так, чтобы эти адаптации для поддержки их обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *