Камертон фото – Что такое камертон? Описание эталона высоты и источника идеального звука :: SYL.ru

Что такое камертон? Описание эталона высоты и источника идеального звука :: SYL.ru

Музыкальный мир построен на гармонии и приятном звучании. Это значит, что все инструменты и голоса должны иметь одинаковый строй. Достичь этого оказалось непросто, нужен был определенный стандарт, на который настройщики и музыканты могли бы опираться. Посредством проб и ошибок мир все-таки узнал, что такое камертон.

Настройка не терпит отлагательств!

Именно такой позиции придерживался Джон Шур, маэстро трубы при дворе великой королевы Англии – Елизаветы. Он много слушал и запоминал, обладая абсолютным слухом. В 1711 году трубач изобрел странный предмет – металлическую вилку, от удара по которой чем-либо раздавался тонкий звук.

Как ни странно, этот звук был чистым и достаточно приятным. Было принято решение настраивать инструменты по нему, вплоть до органов и хоровых ансамблей в храмах. Высоту звука присвоили ноте ля первой октавы.

Как выглядит настоящий камертон?

Музыкальный девайс внешне сильно напоминает вилку для фруктов в высшем обществе. По аналогии со столовым прибором, он имеет два абсолютно равных зубца, соединенных точно в центре отходящей рукояткой.

Слыша вопрос о том, что такое камертон, зачастую англоговорящие настройщики так и говорят – tuner-fork, что буквально означает «вилка для настройки».

Интересный факт, что звук камертона сам по себе очень тихий, поэтому ему необходим резонатор. Чаще всего в его роли выступает деревянный ящичек, расположенный под прибором. Чтобы колебания резонировали и звучание нарастало, эта коробочка в длину изготавливается равной ¼ звуковой волны.

Немного теории о частотах

Если, что такое камертон, уже известно, то интересно узнать, что за эталон он символизирует и как определяется. Изначально высота составляла 420 Гц, но по мере совершенствования в изготовлении повышалась. В Венском и других театрах европейских столиц вокалисты негодовали – настройка была неточной. Итак, 1885 году в Австрии был определен стандарт музыкальной настройки, где частота колебания камертона для ноты ля первой октавы составляла 435 Гц.

В начале 20 века идеальный звук снова претерпел изменения, остановившись на отметке 440 герц. Главная причина тому – ансамблевая форма. Инструменты оркестра, от духовых до струнных, настраиваются на максимально удобной частоте, от 440 до 442 Гц. Выяснили, что разница в 2 герца не определима человеческим ухом, но разные инструменты могут требовать ее для полноты звука. Повышенный эталон придал звуку яркость и большую выразительность.

Температурный режим

Частота колебаний, как известно, зависит от температуры. Поэтому настройка камертона должна происходить при точно заданной температуре, и дальнейшая сверка звука с инструментом – при максимально к ней приближенной. Чем это обусловлено?

Французский мастер акустического оборудования Koenig выяснил, что с повышением температуры на 1 градус Цельсия число колебаний уменьшается на 1 к каждым 10000. Поэтому изготовители стараются настраивать камертоны на 20 градусов, что является стандартной комнатной температурой.

Достижение нужного звучания

При ударе по камертону можно сначала услышать более высокие тона, которые почти моментально угасают и оставляют только основной. Чтобы добиться максимальной точности и громкости, как уже было сказано, прикрепляется резонатор – деревянный ящик, а иногда другие конструкции цилиндрической или шарообразной формы из стекла или металла.

В резонаторах образуются стоячие волны, которые вызваны вибрациями воздуха от удара. Таким образом звук усиливается, но быстрее прекращается. Самым оптимальным является камертон из стали, так как ему нужно меньше резонанса, а звук получается чистым и без сильной амплитуды. При незначительных колебаниях температуры именно стальная «вилка» считается эталоном высоты звука.

Применение в физике и других науках

Широкое распространение камертоны получили среди исследователей акустики в общем. Они добиваются наиболее длительного звучания при помощи электромагнитного камертона, удерживая колебания на одинаковом уровне неограниченное количество времени (точнее, ограниченное исключительно поступлением тока).

Электрический ток пропускается через катушку магнита, исходя из гальванического элемента (источника тока). Так как любой заряженный предмет является магнитом, «рога» вилки притягиваются друг к другу. Перекрытие тока заставляют их вернуться на исходные позиции. Рукоятка в этом случае выступает прерывателем цепи. Изобретение устройства присвоено Меркадье.

На практике прибор используется в способе Шейблера и Лиссажу, чтобы определить точное число колебаний за промежуток времени. Также микроскоп Гельмгольца перенял принцип. Струнные вибрации с его помощью изучать намного эффективнее. Камертоны с резонаторами помогают образовать стоячие волны в различных приспособлениях, а также применяются в хронографах.

Секреты качественной настройки

Непосредственно перед выступлением на клавишном инструменте ни в коем случае нельзя перестраивать рояль на те самые 2 Гц для «яркости», с 440 на 442. Строй моментально начнет ползти, что уже станет заметно не только абсолютнику, но и рядовому слушателю.

Фортепиано конца 19 и начала 20 веков могут быть не адаптированы к принятым позже 440 Гц, поэтому настраиваются по Венскому стандарту – 435 Гц при желательной температуре 15 градусов Цельсия. Попытки настроить выше могут привести к растяжению и разрыву струн, а заменить на подобном инструменте их уже невозможно.

Современные модифицированные инструменты в оркестре, как правило, могут подчиняться единому стандарту. Поэтому экспериментировать с высотой не стоит. Все проверяется простыми электронными клавишными – всегда в 440 Гц, без малейшего отклонения. Удобно для сверки строя в больших ансамблях.

Несмотря на обилие современных гаджетов для настройки, вроде тюнеров, самым надежным и любимым остается нехитрый стальной девайс. Каждый настройщик знает, что такое камертон – эталонное звучание, принятое во всем мире и установленное вековыми исследованиями.

www.syl.ru

это.. Звук камертона. Камертон для настройки музыкальных инструментов

Звук камертона помогает настраивать музыкальные инструменты, что позволяет правильно на них играть. Можно, конечно, положиться на собственный слух, но надежнее будет перепроверить.

О музыкальных инструментах

Потребность в творчестве появилась у людей очень давно. Так начали появляться и первые музыкальные инструменты. Разумеется, поначалу они были крайне примитивными, но со временем усложнялись. И в какой-то момент оказалось, что для удобства их нужно привести к некоему стандарту, особенно если они имеют разную конструкцию. Так появилась потребность в универсальной точке отсчета. Зная одну ноту, можно выстроить и остальные, но откуда же ее взять? В поисках решения этой проблемы и был изобретен прибор, который иногда тоже относят к музыкальным инструментам. Без него нельзя обойтись, если нужна настройка пианино или рояля, так что замену найти нелегко.

Что такое камертон?

Те, у кого есть дома пианино, иногда вызывают настройщика, чтобы убедиться, что инструмент не фальшивит. И тогда можно увидеть в руках мастера странную изогнутую палочку. На самом деле это приспособление может выглядеть по-разному, но его назначение всегда одно и то же. Камертон — это прибор, издающий ноту «ля» первой октавы. Ориентируясь на этот звук, можно выстроить и все остальные ноты.

У каждого музыкального инструмента есть свои особенности и принцип работы. Есть и факторы, нарушающие правильное функционирование — для медных духовых и струнных это может быть неаккуратное перемещение, резкие перепады температуры и т. д. Поэтому камертон — это незаменимая для каждого музыканта вещь, которая позволяет быстро привести все в порядок. Неудивительно, что он был изобретен, ведь в нем так сильно нуждались. Это дало толчок к развитию идей исполнения одних и тех же произведений большим количеством самых разных музыкальных инструментов, ведь теперь несложно было гармонизировать их звучание.

Кстати, «камертон» — это немецкое слово, хоть оно означает и не совсем то. Оно переводится как «комнатный звук», а музыкальный инструмент, о котором идет речь, в Германии называют Stimmgabel.

История появления и развития

Впервые камертон был изобретен английским придворным музыкантом Джоном Шором. Он был трубачом и, очевидно, хорошо понимал законы физики, в частности акустику. Частота колебаний пластины для ноты «ля» в тот момент составляла 119,9 Герц. Так появился камертон. Фото старых экземпляров очень интересны, потому что сегодня нечасто встретишь такое приспособление в жизни. Он выглядел как двузубая металлическая вилка, которой нужно было ударять обо что-то, чтобы она начала издавать звук.

Со временем облик камертона менялся, появились разновидности с деревянной коробочкой, выполняющей функцию резонатора. Кроме того, постепенно росла частота колебаний прибора. Сегодня для ноты «ля» первой октавы она составляет 440 Герц.

Современные разновидности

Сегодня музыканты могут выбрать из огромного количества камертонов. Они могут быть выполнены в виде металлической вилки, дудочки или свистка. Еще они могут издавать звуки разной высоты, наиболее популярными являются «ля», «ми» и «до». Иногда это даже несколько тонов за раз — такие приборы часто используют гитаристы и скрипачи, поскольку классический строй для каждого из этих инструментов един.

Помимо этого, в последние годы появилось большое количество электронных камертонов, которые называют тюнерами, и приложений и сайтов на эту тему. Так что современному музыканту сложно не суметь настроить свой музыкальный инструмент — всегда будет возможность оттолкнуться от основного тона. Кстати, камертон — это серьезное подспорье для хора, особенно если пение происходит без музыки — «а капелла». Певцы в данном случае ориентируются на звук стандартного тона, но не забывают и о сочетаемости своих голосов.

Для каждой конкретной цели есть свой камертон. Для гитары он может содержать все шесть нот для открытых струн, для скрипки и виолончели — четыре и т. д. Это значительно облегчает процесс настройки. Но как бы он ни выглядел и для чего бы ни был предназначен — в любом случае камертон работает в соответствии с законами физики.

Принцип работы

Вероятно, большинство из школьного курса физики помнит о том, что звуки вызываются колебаниями. И данный случай, разумеется, не исключение. Камертон для гитары, пианино или любого другого инструмента работает по одному принципу — какое-то действие приводит в движение пластину. Она в свою очередь колеблется и издает тон той или иной высоты. Прибор создает гармонические волны, и это значит, что получаемый звук камертона оказывается очень чистым. Кроме того, на него не влияет температура окружающей среды.

Кстати, большая часть камертонов довольно компактны, и этому тоже есть физическая причина. Дело в том, что, чем он больше, тем более низкий звук он издает, даже если остальные параметры одинаковы.

Особые виды

Есть еще одна разновидность камертонов, которую важно не путать с остальными, поскольку они используются в совершенно других случаях. Речь идет про камертон медицинский, который нужен врачам-отоларингологам, ортопедам и неврологам, чтобы изучить особенности проводимости звуков по костям пациента.

Этот прибор также служит для определения реакции на вибрацию. С его помощью можно выявить такие заболевания, как паллистезия или полинейропатия, возникающая, например, при сахарном диабете. Этот прибор назван камертоном не только за похожую наружность, но и, разумеется, за аналогичный принцип работы.

В переносном смысле это слово также употребляется, например, психологами. Они иногда предлагают своим пациентам найти «внутренний камертон», то есть стержень, опору, основу личности.

Об интересном

В симфонических оркестрах, где количество самых разных музыкальных инструментов просто огромно, камертон — это не такой уж и частый гость. Обычно настройка происходит в соответствии с гобоем — на его звук не влияет почти ничто. Однако если в выступлении используется рояль, то сначала его настраивают в соответствии с

камертоном, а уже по нему регулируются остальные инструменты. Даже если произойдет какая-то ошибка, весь оркестр будет звучать гармонично, и, возможно, зрители даже не заметят недочета.

Настройка гитары

Этот музыкальный инструмент остается крайне распространенным среди тех, кто не занимается исполнительской деятельностью профессионально. Разумеется, это классическая шестиструнная гитара. Когда она новая или на ней недавно были заменены струны, настраивать ее приходится частенько. Да и позднее, после неаккуратного перемещения и в результате перепадов температуры, может понадобиться коррекция ее звучания.

Если под рукой есть специальный камертон для гитары, задача серьезно упрощается, ведь каждая издаваемая нота соответствует отдельной струне. Но если в распоряжении имеется лишь классическая разновидность, придется немного потрудиться и напрячь свой слух. Звук, издаваемый камертоном, должен соответствовать тону первой струны, зажатой на пятом ладу. Когда это будет достигнуто, можно продолжить. Для этого каждая последующая струна зажимается на пятом ладу настраивается в унисон с предыдущей. Это несложно, но требует определенной практики. Исключение составляет лишь третья, для которой используется третий лад.

Кстати, если в распоряжении гитариста нет камертона, то можно послушать обычные телефонные гудки, они тоже соответствуют ноте «ля». Самостоятельно можно также регулировать струны скрипки, виолончели и подобных им инструментов. Ну а настройка пианино или рояля настолько сложна, что лучше доверить это дело профессионалам.

fb.ru

Для чего нужен камертон

Декабрь 16th, 2014 Admin

Сейчас для настройки гитары практически всегда музыканты применяют тюнер. Это удобный девайс, который имеет различные модификации. С помощью него процесс настройки инструмента осуществляется очень легко. Но раньше настройку всех инструментов осуществляли с помощью камертона. Классическое исполнение этого устройства представляет собой подобие вилки.

Камертон

Его изобрел в 1711 году Джон Шур из Англии, который был трубачом самой королевы. Если чем-то ударить по камертону, то он начинает колебаться и издавать звук. Звук камертона присвоили звучанию ноты ля первой октавы. Её частота составляет 440 Гц. Это стало, так скажем, эталоном звучания, от которого можно определить звучание остальных нот.

Камертон стал незаменимым предметом для многочисленных людей, начиная от всех музыкантов и заканчивая профессиональными настройщиками инструментов.

Дирижеры хоров дают вокалистам настройку именно с помощью камертона (в наше время в хорах делают абсолютно также).

Звук классического камертона достаточно тихий. Поэтому для усиления его звучания используют резонатор. Это небольшой деревянный ящичек без одной стенки. На него устанавливают сам камертон. Благодаря специально подобранной длине ящичка звук от камертона усиливается.

Камертон с резонатором

Встречаются также камертоны для гитары в виде небольшого духового устройства.

Камертон для гитары

Принцип их работы следующий. Вы видите, что присутствуют шесть отверстий с указанием номера гитарной струны, а также соответствующей её ноты. Вы дуете в одно из отверстий и получаете точное звучание нужной ноты. Преимущество такого камертона перед классическим то, что он воспроизводит звуки нескольких нот. Удобен в использовании специально для гитар.

В современных условиях чаще всего удобнее и проще использовать программу камертон для настройки инструментов. В домашних условиях это очень удобно.

Советуем также прочитать:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

Камертональное исследование

К cправочнику

Камертональное исследование проводится с целью дифференциальной диагностики кондуктивной и перцепивной тугоухости.

Камертональное исследование слуха основано на применении разночастотных камертонов. В начале 18 столетия они были придуманы и использовались в качестве музыкальных инструментов.

Сегодня же набор камертонов, представляющих собой источник низкого или высокого тона, является обязательным оснащением кабинета ЛОР-врача. В то время, как низкочастотные камертоны предназначены для анализа и воздушной, и костной проводимости, высокочастотные могут быть использованы только при воздушном проведении звука.

Принципы работы

Основные принципы работы с камертонами:

  • при выполнении теста камертон следует держать исключительно за ножку, не касаясь при этом бранш; в свою очередь бранши не должны дотрагиваться до ушной раковины и волос пациента;
  • если нужно исследовать костную проводимость, ножка камертона должна быть установлена на лоб по средней линии или сосцевидный отросток (в зависимости от того, что требуется определить — феномен литерации звука или же время звучания самого камертона), но не прижата слишком сильно (это может спровоцировать болезненные ощущения, которые будут отвлекать пациента от сути исследования).

Камертоны также позволяют провести аудиометрические тесты, помогающие дифференцировать тугоухость нейросенсорного типа от кондуктивного. Для фиксации результатов заводят так называемый слуховой паспорт.

О процедуре

Камертональное исследование осуществляется следующим образом. Камертон подносится к уху. Расстояние от бранши до наружного слухового прохода составляет не более 1 см. Чтобы привести его в движение, врач совершает легкий удар о бранши. Длительность звучания указывается в паспорте камертона, с данными которого врач уже соотносит полученные в ходе исследования показатели.

Воздушная проводимость

Кондуктивная тугоухость диагностируется при снижении продолжительности восприятия камертона с низкой частотой, но нормальном или околонормальном восприятии камертона с высокой. Перцептивная имеет прямо противоположную картину.

Костная проводимость

Снижение слуха по кондуктивному типу диагностируется только при помощи низкочастотного камертона. При этом продолжительность восприятия звука колеблется от нормальной до увеличенной. Дискантовая тугоухость характеризуется снижением продолжительность звуковосприятия.

Виды исследований

Опыт Ринне позволяет сравнить показатели воздушной и тканевой проводимости. За основу берется тот факт, что человек слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость. В таком случае говорят о положительном опыте Ринне. Если же время восприятия через воздух уменьшено при увеличении или сохранения восприятии через кость, тогда речь идет о поражении звукопроводящего аппарата, то есть опыт расценивается как отрицательный. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, сокращается продолжительность и костного, и воздушного проведения. Опыт Ринне также фиксируется как положительный.

Опыт Ринне

а — опыт Ринне положительный, воздушная проводимость больше костной;
б — опыт Ринне отрицательный, костная проводимость больше воздушной

Опыт Вебера направлен на определение латерализации звука. Камертон при этом устанавливается на теменную область. В случае поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается лучше на стороне поражения, при нарушении звуковосприятия латерализация происходит на стороне здорового уха.

Опыт Вебера

Опыт Желле помогает установить, насколько подвижно стремя в окне преддверия. Для проведения камертонального исследования ножку прибора устанавливают на сосцевидный отросток, после чего, используя специальный резиновый баллон, сгущают и разрежают воздух в наружном слуховом проходе. Маркером того, что подвижность стремени сохранена, служит изменение звуковосприятия.

Наряду с этим при помощи камертонов проводится тональная пороговая аудиометрия.

lorlor.ru

Что такое камертон?

 Камертон (в переводе с немецкого «комнатный звук»)— это прибор, который максимально точно воспроизводит звук ля первой октавы. С помощью камертона настраивают музыкальные инструменты. Также им пользуются хормейстеры, чтобы задать тональность хору, исполняющему произведение а капелла. Камертоны могут быть как механические, так и электронные и акустические.

 Камертон изобрёл в 1711 году английский трубач Джон Шор. Он представлял собой небольшую двузубую вилочку, сделанную из металла. При ударе по камертону, концы её начинали вибрировать, причём частота вибраций достигала 420 колебаний в секунду. Звук, издаваемый камертоном, соответствовал ноте ля, от которой, с тех пор, стало принято настраивать музыкальные инструменты и хор.

 В наши дни камертон является незаменимой вещью для музыкантов, особенно часто им пользуются скрипачи. Струны скрипки, при механическом воздействии на них (т.е. во время игры), быстро нагреваются и, как следствие, изменяется сила натяжения струн, и скрипка расстраивается. И чтобы не играть на расстроенном инструменте, скрипачи, при помощи камертона, его настраивают.

 В симфоническом оркестре понемногу отходят от использования камертона – его роль выполняет деревянный гобой, у которого чистота звука не зависит от температурных изменений. Но если оркестр играет концерт, в котором сольную партию исполняет рояль, то все инструменты настраиваются под него. Рояль же, в свою очередь, тщательно настраивается при помощи камертона.

 Чтобы камертон зазвучал, необходимо знать элементарные правила его использования. Камертон нужно взять за самый край ручки и слегка ударить одной стороной о твёрдую поверхность (можно о палец ). Если всё сделано правильно, он издаст звук. Чтобы более точно его услышать, звучащий камертон желательно поднести к уху.

 





Смешное и любопытное на нашем сайте

 — Что такое глюкофон?

 — Радио для кошек

 — Внимание! Говорит… психушка?!

 — Самый молодой радиоведущий

 — «Аксакалы» аудиоэфира

 — И смех, и грех в истории музыки

 — Самое интересное и любопытное из истории радио

 — Мифы о работе радиоведущих

 — Занимательные факты о музыке

 — Овощная симфония

 — Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой

www.poka-otvetov.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *